Особенности организации учебного процесса в условиях малокомплектной школы

30 января 2018 года на базе МКОУ «Боровская СОШ» в атмосфере творчества и сотрудничества прошёл круглый стол «Практический аспект применения интегрированных уроков в условиях малокомплектной школы» в рамках реализации муниципального проекта «Сетевое партнерство малокомплектных школ в современных условиях», в работе которого приняли участие учителя Кежемской, Зябинской, Кобляковской, Дубынинской, Мамырской, Боровской школ общим количеством 30 человек.

С приветственным словом выступила директор МКОУ «Боровская СОШ» Непомнящая Татьяна Евгеньевна и рассказала об особенностях организации учебного процесса в условиях малокомплектной школы.

В практической части семинара учителя Боровской школы поделились опытом работы в классах-комплектах и предложили разные формы организации учебного процесса, однотемные и разнотемные занятия:

  • Ардышева Галина Александровна с уроком физической культуры «Прыжки и прыжковые упражнения» для классов-комплектов 5, 7, 8 классов;
  • Молоцило Людмила Николаевна с практикумом по подготовке к итоговому сочинению (10 кл) по литературе и русскому языку (ч.2, задание 26 ЕГЭ) (11 кл) для классов-комплектов 10,11 классов;
  • Никоненкова Оксана Васильевна с внеурочной деятельностью «Народные художественные промыслы» – «По мотивам филимоновской игрушки» для классов-комплектов 5, 7 классов;
  • Браило Наталья Остаповна с уроком математики «2 класс – Письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление», «4 класс – Решение задач с величинами; скорость, время, расстояние» для классов-комплектов 2, 4 классов.

После каждого занятия проводились его самоанализ учителем и коллективное обсуждение, в котором выявлялись положительные стороны и давались рекомендации по улучшению качества организации урока в разновозрастных классах.

В рамках последующего круглого стола «Специфика организации учебного процесса в классах-комплектах» выступили:

  • заместитель директора по УВР Казакова Лариса Владимировна с темой обсуждения «Методические особенности построения урока в классе-комплекте»;
  • учитель начальных классов МКОУ «Зябинская СОШ» Афонасьева Ирина Алексеевна рассказала как разнообразить самостоятельную работу, применяя «Учебный практикум по русскому языку в классах-комплектах»,
  • учитель математики, руководитель ШМО Лишик Людмила Ивановна рассказала о «Формах и методах организации внеклассной работы по предметам естественного-математического цикла в малокомплектной школе».

Под руководством Казаковой Ларисы Владимировны участники круглого стола обсудили проблемы, возникающие в организации учебного процесса и при преподавании отдельных предметов: о невозможности качественной подготовки к ГИА в объединенных классах, об использовании старших учеников – «помощников» на различных видах занятий, о необходимости разрабатывать многочисленные дидактические материалы для качественной организации самостоятельной работы, о контроле качества проведения уроков в классах-комплектах. Итоги круглого стола подвели заместитель начальника Управления образования Юдина Ольга Николаевна и заместитель директора центра развития образования Безделева Марина Андреевна.

По итогам проведения круглого стола было принято решение о создании сборника с рекомендациями для учителей, работающих в классе-комплекте.

klkom3

klkom3
klkom2
klkom2
klkom1
klkom1

238